Автор-составитель: педагог-психолог МБДОУ детского сада № 444 Заброцкая Наталья Валериевна
Воспитание без насилия
НАСИЛИЕ трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.
В России в последние годы всплеск насилия над детьми со стороны родителей и других членов семьи был зафиксирован официальной статистикой. Насилие над детьми включает физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также пренебрежение интересами ребенка. Дети, подвергающиеся насилию, убегают из дома, при этом подвергаясь опасности. Насилие оказывает разрушительное влияние на самооценку детей, может привести к депрессии и попыткам самоубийства в более взрослом возрасте.
Дети, которые являются свидетелями насилия в семье, подвержены столь же тяжелой психологической травме, что и непосредственные жертвы насилия. Кроме того, дети подвергаются большей опасности стать жертвой насилия или пренебрежения, если они живут в ситуации насилия. В связи с этим важно, чтобы дети, переживающие психологическую травму, получили доступ к специальным социальным и психологическим службам.
Статья 19 Конвенции о правах ребенка гласит: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
В Конвенции также говорится, что «меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры».
Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Индикаторы эмоционального насилия:
- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения
- угрюмость, отказ от обсуждения проблемы
- «торговля запретами»
- оскорбление ребенка
- терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха
- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; брань, издевки
- запугивание наказанием
- моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку
Поведенческие маркеры эмоционального насилия:
- задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.
- нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения др.)
- соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергия, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.)
- агрессия в отношении со сверстниками
- агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.)
- неуважение и недоверие взрослым
- утрата доверия миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки
- неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его
- низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.
- подавленность
- тревожность
- уступчивость, угодливость
- коммуникативная некомпетентность
- склонность к уединению
- аффективно-тревожное восприятие одиночества
- личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, мазохистские и прочие личностные расстройства)
- суицидальное поведение
Признаки эмоционального насилия со стороны родителей:
- предъявляет к ребенку завышенные требования
- чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
- злость и устрашающее поведение
Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
Индикаторы психологического насилия:
- Снижение интеллектуального развития
- Снижение познавательной деятельности
Физическое насилие – нанесение ребенку взрослыми или другими лицами физических травм, иных телесных повреждений которые причиняют вред здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни
Индикаторы физического насилия:
- Царапины и рубцы
- Ожоги
- Ссадины
- Травмы скелета
- Травмы головы
- Внутренние травмы в результате ударов по животу
- Ушибы тела, ягодиц или головы
Поведенческие маркеры физического насилия:
- Слабая эмоциональная реакция
- Негативизм к группе
- Стеснительность
- Поведение «маленький старичок»
- Предпочтение игр с маленькими детьми
- Агрессия
- Боязнь посторонних
- Страх взрослых, страх физического контакта
- Боязнь идти домой
- Боязнь детского плача
- Тики, сосание пальцев, раскачивание
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:
- Отказ от ребенка
- Недостаток заботы
- Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены
- Нехватка медицинской помощи
- Недостаток соответствующего образования
- Недостаток необходимого питания
- Нехватка необходимого крова
Признаки отсутствия заботы о ребенке:
- Недостаточный возрасту вес и рост ребенка
- Плохая, неопрятная одежда
- Плохая гигиена кожи, зубов
- Попрошайничество, воровство пищи
- Непосещение школы, прогулы
- Приходит в школу очень рано или уходит слишком поздно из школы
- Повышенная утомляемость, апатичность
Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Любое сексуальное насилие – это преступление против личности, целью которого является растоптать, унизить жертву и продемонстрировать свою власть.
Выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие над ребенком.
Сексуальное насилие:
- Трение пениса о тело ребенка
- Принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого
- Принуждение ребенка к манипуляции гениталиями в присутствии взрослого
- Ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими
- Подражание половому сношению с помощью пальца
- Изнасилование
- Принудительная проституция
Физические индикаторы сексуального насилия:
- Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание
- Анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры
- Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции
Психологические индикаторы сексуального насилия:
- Регрессивное поведение
- Несоответствующее возрастное поведение, в том числе и сексуальное поведение
- Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- Страхи
- Проблемы с обучением
- Самоповреждающее поведение
- Суицидальные попытки или мысли
- Употребление алкоголя и наркотиков
Эту информацию должны знать взрослые и дети!!!
Над ребенком совершено насилие, если:
- его истязали,
- ему нанесли побои,
- его здоровью причинили вред,
- нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
Ребенка запугивали, если:
- ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
- использовали для запугивания свой рост, возраст,
- на него кричали,
- угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
К жестокому обращению также относится использование силы общественных институтов:
- религиозной организации,
- суда,
- милиции,
- школы,
- спецшколы для детей,
- приюта,
- родственников,
- психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:
- контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.
Над ребенком совершают эмоциональное насилие, если:
- унижают его достоинство,
- используют обидные прозвища,
- используют его в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому),
- при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
- ребенка стыдят, особенно в присутствии посторонних.
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
- не удовлетворяются его основные потребности,
- его поведение контролируется с помощью денег,
- взрослыми растрачиваются все семейные деньги,
- ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
- угрозы бросить его, сдать в детский дом (а в детском доме - исключить или перевести в другое учреждение),
- угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или другим родственникам.
Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:
- используют свои привилегии, обращаясь с ребенком как со слугой, с подчиненным,
- отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе (о посещениях его родителями, опекунами; о причине и длительности наказания и т.п.),
- ребенка перебивают во время разговоров, не дают возможности высказать свое мнение, свои желания.
Права ребенка в детском саду
С самого рождения и до 18 лет каждый ребенок обладает рядом индивидуальных прав, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, на практике эти права часто нарушаются, а нарушители остаются безнаказанными просто потому, что ребенок не жалуется. Поэтому родители должны, в частности, следить, не нарушаются ли права ребенка в детском саду.
Конвенция о правах ребенка — не единственный документ, в котором изложены права ребенка. В каждой стране есть свои нормативные документы, содержащие перечисление основных прав ребенка. В Российской Федерации это, к примеру, Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании в Российской Федерации». В них изложены в том числе и права ребенка в детском саду.
Так, ребенок имеет право на здоровье. Это означает, что дошкольные учреждения должны иметь возможность оказать ребенку медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость.
Также у всех детей есть право на развитие физических и творческих способностей. В дошкольном учреждении за реализацию этого права отвечает педагогический коллектив. В детском саду дети не должны только играть — им необходимы творческие занятия, которые помогут развить способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.
Грубым нарушением прав ребенка является жестокое обращение с детьми. Напомним, что под жестоким обращением подразумевается не только физическое и сексуальное насилие, но и психическое (эмоциональное). К эмоциональному насилию относится, в частности, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, словесные угрозы, повышение голоса, невыполнение взрослым своих обещаний, ложь, преднамеренная изоляция ребенка (физическая или социальная).
К сожалению, некоторые взрослые считают такие методы воспитания привычными и нормальными. Однако не следует забывать, что это нарушение прав ребенка. Маленькие дети очень впечатлительны, так что постоянно кричащий на них взрослый может нанести им серьезную психологическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка тоже считается жестоким обращением с детьми. В детском саду забота о ребенке возлагается на коллектив дошкольного учреждения, а это значит, что он и отвечает за удовлетворение нужд воспитанников.
За тем, как соблюдаются права ребенка в детском саду, имеют право следить и родители. Родители имеют полное право интересоваться рабочим порядком, режимом дня и учебной программой детского сада, и этим правом не нужно пренебрегать: вы должны быть на 100% уверены, что права вашего ребенка не нарушаются.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка |